Сотовая связь позволила ученым проследить траектории движения человека.
В своей статье, опубликованной журналом Science, ученые из Центра исследования сложных сетевых систем (Center for Complex Network Research) при Северо-Западном университете (США) анализировали перемещения 50 тыс. человек. Исследователи показали, что подавляющее большинство наших поездок предсказуемо для стороннего наблюдателя. А доля действительно необычных действий составляет в среднем около 8%.
Конечно, то, что люди едут с утра из жилых кварталов в деловые и заводские районы, не новость. Равно как не надо проводить специальное исследование и для того, чтобы предсказать поток машин в загородном направлении в пятницу вечером. Не будет открытием и то, что к вечеру воскресенья окажутся забиты дороги, ведущие от мест воскресного отдыха в сторону жилых кварталов. Вопрос только в том, насколько велика доля рутинных перемещений.
Это отнюдь не праздный вопрос. Специалистов из США интересовала вовсе не тема свободы воли. Вместо философии речь шла о вполне конкретных задачах. Какова, к примеру, должна быть ширина лепестка развязки, соединяющей кольцевую автодорогу с выходящим из города шоссе и подобное.
Появление сотовых телефонов отчасти сняло ряд технических ограничений, и у исследователей появилась возможность проследить за траекториями перемещения сотен тысяч, а то и миллионов людей. Из базы данных оператора сотовой связи извлекаются данные о том, где и когда находились телефоны, оттуда убирается личная информация (номера телефонов заменяются на случайный идентификатор) — и все, в распоряжении ученых уже есть достаточно полная картина перемещений жителей целого города.
Главное только, чтобы эта картина была устойчивой. Если, к примеру, значительная часть жителей будет сегодня ехать в один конец города, завтра в другой, а послезавтра вовсе останется дома, то толку от таких данных будет немного. Интуиция, конечно, подсказывает, что перемещения людей все же регулярны, но насколько?
Проведенное учеными исследование не только показало то, что лишь 8% всех поездок действительно непредсказуемы. В процессе анализа собранных данных (из базы данных с 6 млн записей случайным образом отобрали каждую 120-ю) удалось получить и некоторые неожиданные выводы.
Во-первых, по словам Чаоминга Сонга, ведущего автора исследования, ученые так и не увидели принципиальной разницы в предсказуемости поведения различных возрастных групп граждан.
Иными словами, пенсионеры ездят не туда же, куда подростки, но по их текущему местонахождению точно так же можно сказать с 92-процентной уверенностью, куда именно они направляются.
Во-вторых, другие факторы (пол, национальность, проживание в том или ином районе) тоже меняли лишь рисунок передвижения, стабильность которого все равно оставалась очень высокой. И траекторию руководителей среднего звена можно просчитать ничуть не хуже, чем перемещение приезжих рабочих на овощной базе: в обоих случаях можно выделить некоторые постоянные места (дом — работа — магазин) и маршруты, их связывающие.
Источник: ГАЗЕТА.GZT.RU
Замечание модератора:
Эта тема была закрыта автоматически ввиду отсутствия активности в ней на протяжении 100+ дней.
Если Вы считаете ее актуальной и хотите оставить сообщение, то воспользуйтесь кнопкой
или обратитесь к любому из модераторов.
|