Куда катится современная блогосфера? Есть ли будущее у продвижения в социальных медиа? На эти и другие вопросы подготовил ответы Дмитрий Шатохин, специалист по связям с общественностью проекта "Блогун"."Блогун" - это инструмент для SEO (search engine optimization, поисковая оптимизация по запросам пользователей), SMO (social media optimization, оптимизация под социальные сети), и для SMM (social media marketing, маркетинг в блогах и других социальных сетях) . Какое направление Вы считаете приоритетным и стремитесь развивать активнее?На текущий момент мы принимаем в "Блогун" только блоги и сообщества. Исходя из этого, приоритетное направление - SMO/SMM.
Каждый из рекламодателей может получить превосходный результат в любом из направлений. Кто-то добивается результатов путём проб и ошибок, вручную формируя для себя базу "золотых" и "чёрных" списков; кто-то покупает такие списки у авторитетных рекламодателей; кто-то предпочитает проводить кампании, используя наш фирменный автоматический "Помощник".
В любом случае, исходя из опыта службы технической поддержки, рекламодателям рекомендуется внимательно читать описания разделов, грамотно настраивать фильтры блогов или, что ещё проще, - заказать услугу персонального менеджера, который сориентирует и поможет проводить кампании для получения SEO, и для достижения SMO/SMM-эффектов.
Чтобы быстрее разобраться в системе, советуем почитать наши специальные
советы для рекламодателей:
Как начать эффективную рекламную кампанию всего за 3 шага, избежав типичнейших ошибок?Как используют Блогун опытные оптимизаторы?Подробный обзор — на 5 страниц?!Ваш верный ПомощникДля блоггеров у нас есть свои
профессиональные советы:
Удачный пост: пошаговая инструкцияТри "не", убивающих блог"За" и "против" ранней монетизации блогаТринадцать советов от мастера ночных кошмаровКакое направление приносит самую большую долю оборота? Каждый рекламодатель, зарегистрированный в системе "Блогун", получает эффекты как от SMO, так и от SEO. К тому же, каждому рекламодателю интересен, в первую очередь, комплексный подход. Если раньше купленная ссылка выполняла только роль SEO, то сегодня ссылка, приобретённая в "Блогуне", позволяет нам говорить о "двойной эффективности". Исходя из того, что границы между современными SMO и SEO всё более размываются, мы часто не можем заранее определить, какое из этих направлений принесёт большую прибыль.
Если говорить о деньгах, какой оборот у "Блогуна"? Можно ли узнать хотя бы приблизительную сумму?Для сравнения, наш "BL Webmoney" равен 963. Если отталкиваться от примерной оценки рынка SMO, на данный момент объём оборотов от рекламы в блогах Рунета - не менее 300 миллионов рублей в год. И с 2007 года он увеличивается на 30-40% ежегодно.
Ходят разговоры, что взрывной рост рекламы в блогах прекратился, и сейчас она, в общем-то, топчется на месте. Подтвердите или опровергните это утверждение? Это легко опровергает статистика движения средств на счетах рекламодателей системы "Блогун". Конечно, стартовый "взрывной" интерес, возможно, и поугас, но мы постоянно регистрируем и прирост пользователей, и увеличение оборотов на аккаунтах. В системе ежедневно появляются свежие кампании, постоянно растёт интерес рекламодателей к новым и проверенным площадкам. "Взрывы" тоже наблюдаются - например, в период праздников и предпраздничных распродаж.
Дайте совет начинающему рекламодателю - на какие ключевые моменты нужно обратить внимание при ведении SEO-кампании в системе "Блогун"? Ведь у ссылок на блогоплатформах наверняка есть особенности, которые незнакомы большинству оптимизаторов.Перед проведением рекламной кампаний в любом блоге необходимо убедиться, что движок блогхостинга позволяет ставить прямые ссылки.
Для SEO-работы важными являются ссылки с хорошимим параметрами Page Rank, тИЦ, имеют значение авторитетность и количество читателей блога, также нужно уделять внимание периодичности написания постов и индексируемости блога поисковыми системами. Это - без учёта многих других, не менее важных, параметров.
Разработчики сервиса во многом облегчили работу рекламодателям - достаточно посмотреть на то, как отображается список площадок в системе "Блогун". Формула сортировки учитывает большинство перечисленных параметров.
Профессиональный блоггер с многолетним стажем
Вадим Епс провёл опрос опытных оптимизаторов на предмет того, как они используют "Блогун" в своей работе. В итоге были составлены интересные мини-интервью с известными в SEO-сообществе блоггерами. Свои комментарии дали Михаил Шакин и Алексей Левин, Алексей Терехов, Роман Петров, Владимир aka webjunk и Prog. О том, как они используют "Блогун", можно
прочитать в отдельной теме на форуме Searchengines.
Есть MFS–сайты, сделанные для продажи ссылок. Эдакие ссылочные биржи, "made for sape". Под «Блогун» тоже наверняка делают что-нибудь похожее. Как Вы к ним относитесь, имеет ли смысл ли с ними воевать? Конечно, имеет. Мы ежедневно "на баррикадах" в режиме "24/7". Служба поддержки и модераторы постоянно борются с нечестными и безответственными блоггерами, которые, к сожалению, встречаются на любом сервисе.
Хотя нужно отметить, что функционал системы "Блогун" позволяет рекламодателю очень просто отсортировать весь список площадок и полностью исключить из него недобросовестные блоги. Часто проблема заключается только в том, что далеко не все рекламодатели знают, как использовать весь потенциал системы. Для повышения их "уровня грамотности" мы целенаправленно ведём просветительскую работу и публикуем авторские советы рекламодателям в нашем блоге.
Но ведь спрос есть даже на "блоги-пустышки", не так ли? Они часто используются для "разбавления" ссылочной массы, накрутки "пузомерок", в продвижении низкочастотных запросов и пр. Зачем идти против рекламодателя? К сожалению, старая архитектура системы не всегда позволяла эффективно блокировать неприемлемые блоги. Мы много экспериментировали, удаляли и добавляли разные функции, которые позволяли бы рекламодателю, выбирающему блог, оперировать максимально большим числом параметров площадки.
Исповедуя принцип "презумпции добросовестности", зачастую мы не удаляли из системы некачественный блог, предупреждая автора и давая ему шанс исправиться. Сервис всегда старался идти на компромисс. Кажется, сейчас нам удалось переложить процесс проверки блогов на автоматику. В новой версии системы "Блогун", которая будет введена в строй в ближайшие недели, будут учтены все прежние минусы. Мы добавили ещё больше функций для максимально гибкого отбора рекламных площадок.
В системе существуют три группы блогов: "бизнес", "эконом", "shitblogs".
Бизнес-блоги - это, так сказать, "нормальные человеческие блоги", раскрученные и нет, популярные и не очень, тысячники и "сотники". Элита системы "Блогун".
Эконом-блоги - это не самые популярные. Некоторые совсем только недавно начатые. Эдакий "средний класс" блогов.
"Shitblogs" - как следует из рабочего названия, это просто "блоги-пустышки", созданные скриптами или спамерами.
Если бизнес-блоггер начинает публиковать только рекламу, у него есть большой риск "поломать" свой рейтинг в системе и опуститься на эконом-уровень. Впрочем, он может без проблем подняться вверх. "Shitblogs" обычно блокируются и удаляются.
Минимальная цена постового сейчас – 15 рублей. Но некоторые алчные рекламодатели могут потребовать от блоггера разместить, например, 3 дешёвые ссылки в одном посте. Вы считаете это нормальным? На текущий момент такая схема согласовывается исключительно между пользователями. Если рекламодатель указывает это в описании кампании и блоггер выражает своё согласие, принимаясь за задание – такова их воля. Нормальный рекламодатель сам понимает, что три ссылки на 150 символов принесут мало пользы. Порядочный блоггер также заботится о качестве своей площадки и ценит своих подписчиков, поэтому даже рекламную информацию старается подавать корректно.
Как часто блоггеры удаляют свои ссылки? С какой периодичностью рекламодатели апеллируют к "Блогуну", требуя наказать рублём нерадивого исполнителя? Такие случаи имеют место, но они - скорее исключение, чем правило. Наш сервис ориентирован, в первую очередь, на краткие обзоры и SMO/SMM. И большая часть отдачи от размещения происходит на первый или второй день после публикации заметки. Если кто-то удалит блог через месяц, то рекламодатель от этого не потеряет много.
Однако по многочисленным просьбам рекламодателей, специально для их удобства и спокойствия мы вводим дополнительную опцию - так называемую "гарантию ссылок". Рекламодатели получат гарантию того, что их ссылки будут на месте в течение 45 суток. До этого в "Правилах системы" не было обещаний и гарантий сохранения ссылок в оплаченных постах. Подробности об этом нововведении читайте в ближайшие недели на нашем блоге.
Реклама в твитт-сообщениях: насколько она востребованна, приносит ли, на Ваш взгляд, какой-нибудь результат? Мы добавили Twitter в список сервисов системы совсем недавно, но уже очевидно: рекламодатели заинтересованы в коротких сообщениях и "твиттеряне" тоже хотят работать с заказчиками.
Вот некоторые данные по Twitter-аккаунтам в системе:
всего твиттерян - около 1000
самая крупная стоимость задания на твиттере - 4300 рублей
За последний год система Twitter стала сверхмодной и "перетянула" к себе большое количество русскоязычных блоггеров. Прирост пользователей идёт колоссальными темпами. Конечно, такой популярный сервис не мог не остаться без внимания рекламодателей. Владельцы микроблогов также понимают, что они "на волне", и стараются получать из своего положения максимальную прибыль. В базу сервиса "Блогун" ежедневно добавляются десятки Twitter-аккаунтов.
Если говорить об эффективности рекламы в Twitter, то тут складывается неоднозначная ситуация: рекламодатель, покупая ссылку в микроблоге, может рассчитывать только на определенное количество переходов и упоминаний бренда (названия торговой марки или рекламного текста), но не на индексированную поисковыми системами ссылку. Поэтому Twitter стоит рассматривать, скорее, как инструмент SMO/SMM, а SEO - в меньшей степени.
Часто рекламодатели, начиная крупную кампанию, поступают так: создают Twitter-аккаунт для трансляции новостей и полезной информации, а затем занимаются популяризацией такого специализированного твиттера с целью не только собрать у себя в "фоловерах" (постоянных читателях) существующих клиентов, но и расширить свою базу данных потенциальных заказчиков.
Некоторые рекламодатели специально выбирают только рекламу в твиттере. Другие же исключают площадки, использующие "nofollow". Мы всегда информируем рекламодателей о подобных особенностях блогхостингов, размещая уведомления в блоге и регулярных рассылках. В любом случае реклама в Twitter-аккаунтах известных медиа- и бизнес-персон даёт хороший эффект.
В интерфейсе рекламодателя есть удобный автоматический "Помощник", упрощающий рутину. А почему у блогеров нет инструмента, который позволит сэкономить время и не отправлять руками десятки одинаковых предложений о размещении постовых? Рекламодатели часто пишут нам, что в первые минуты после размещения задания они получают множество заявок от блоггеров, которые не читают условия кампании, а просто отправляют заявки "автоматом". Это основная причина, по которой мы не спешим добавлять возможность массовой рассылки заявок блоггерами. Иногда рекламодатели недальновидно указывают важное требование к площадке только в описании кампании, а не в фильтрах. В этой ситуации рекламодателю часто приходится тратить своё время, по нескольку раз отправляя задание невнимательному блоггеру на доработку.
Сегодня нам важно найти "золотую середину" между удобством и спам-рассылкой заявок от блоггеров. Тем не менее, добавление в систему опций, автоматизирующих работу блоггера, запланировано на ближайшее время.
Недавно в новостном портале "Lenta.ru" Анна Вражина писала о том, что в ТОП-10 блогов по версии Яндекса остался "ровно один блогер, пишущий тексты, высказывающий мнения, имеющий позицию", а большая часть оставшихся – просто агрегация развлекательного контента, картинки, приколы и "сиськи по субботам". На Ваш взгляд, куда идет русскоязычная блогосфера? Вы наблюдаете какое-то позитивное развитие или блогеры катятся к хаосу бесполезного контента и тонн "копи-паста"? Это большой вопрос, касающийся развития new social media в общем, скорости нашей жизни, новых тенденций и трендов, развития веб-приложений, потребностей интернет-пользователей и читателей блогов, в частности. По этой теме можно написать большое исследование и преподавать в школах как "История Интернетов".
Первая причина - изменение уровня образования и личных качеств интернет-аудитории. Вкратце это явление можно описать, как "спрос рождает предложение" (или - "от детей интернет тупеет").
Когда блоги только появились, во время взрывоподобного роста блогосферы Рунета большинство интернет-пользователей были относительно образованными личностями, подкованными в различных областях науки, интересующиеся качественным контентом. Они разбирались в основах html, некоторые даже могли самостоятельно переустановить операционную систему на компьютере. Такие люди "заселили" Livejournal в те времена, когда он был доступен только для избранных по приглашениям-"инвайтам", и создали действительно прочный "блоггерский костяк" - фундамент для развития российской блогосферы и сетевой журналистики. В те времена относительно высокие требования к контенту предъявлялись читательской аудиторией модного в то время "ЖЖ".
Остальные "офисные интернетчики", которые воспринимали глобальную информационную сеть только как источник анекдотов, картинок с девчонками и возможность скачать "музончик на мобилку", в своей массе любили посещать популярные "развлекательные порталы" типа "Башорга", "Фишек" или "Воффки", а также различные форумы, чатики и сайтики. Да и сам интернет мало у кого был, а если и был, то большинство и не подозревало, что сеть чуть больше и дальше, чем страница Мейл.ру, Яндекса или Рамблера.
В середине двухтысячных личный бложек стал обязательным атрибутом среднестатистического офисного работника. Пришла мода на Livejournal, сообщества, написание и создание своих "креативов". Об этих явлениях стала писать центральная пресса. С "Башорга", других развлекательных порталов и женских форумов типа "Овуляшки.ру" стала перетекать масса интернет-пользователей с "незамутнённым сознанием", в частности, домохозяек и детей, не искушённых в вопросах сетевого этикета и грамотности. Основной потребностью большинства пользователей всегда были и будут сплетни и развлекательный контент.
Спрос рождает предложение - по этой причине на первые строчки хит-парадов вышли те блоггеры, которые удовлетворяют этот спрос. Такие авторы обычно собирают всё, о чем говорит интернет и СМИ, слухи, сплетни, развлекательный медиа-контент. Мы называем это "fast food blogging".
То, что мы видим сейчас в рейтингах и ТОПах - результат этих преобразований, изменения качества аудитории, снижения требований к контенту, и, конечно, распространения высокоскоростного интернет-доступа в регионах.
Конечно, есть исключения в лице профессиональных интернет-журналистов, которые присутствуют в сети ещё с прошлого века, имеют большой жизненный опыт, интересно пишут, имеют своё мнение и давно сделали себе имя в сети - настоящие "internet personality". Но их становится всё меньше и они тоже видоизменяются.
Из написанного выше следует вторая причина господства "фаст-фуд блоггеров" в ТОПах. Название этой причине - "sharing".
И этот тренд не только российский, а общемировой. В двух словах его можно объяснить развитием мобильных интернет-технологий, новых социальных медиа, повышением общего количества интерактива и ускорением ритма жизни, особенно в крупных городах. Этим объясняется феноменальный успех Твиттера во всем мире: нет времени на громоздкие "креативы" и муки творчества, большие посты и подробные обзоры, чтобы поддерживать качественный блог. Зато есть "sharing".
Теперь всё по-другому. Подумал - написал в Twitter краткую мысль. Пришла Муза и хочется графомании? Пиши в "Постеросе" или "Тумблере", обновляй все аккаунты в один момент. Увидел классный чужой контент - нажал кнопочки "Share" или "Retweet", и все ваши читатели тоже увидят его. Распространение интересных постов и новостей стало мгновенным.
Будущее сетевой журналистики - за авторским аггрегированием и сбором контента в блоге или ленте рассылки. Профессиональный блоггер нового времени - это человек, умеющий находить и отбирать только самый "сочный" контент из сети. Писательское и креативное мастерство с этим подходом не отменяется, но и не является основополагающим.
Чего сейчас не хватает крупным автономным блогам? Само название - "автономные блоги" - говорит о том, что им не хватает единой сетки и объединения для более эффективного "обмена посетителями". Одним из главных преимуществ того же Livejournal является единая платформа, где удобно находить новых интересных авторов и включать их в свою новостную ленту.
Конечно же, есть разные решения этой проблемы. Гиганты рынка пытаются выправить ситуацию в свою пользу. "Google Friend Connect", "Facebook Connect" - известные сервисы, помогающие создать комьюнити вокруг автономных проектов и объединить отдельных участников между собой. Однако в России (да и в остальном мире тоже) эти решения не стали универсальным инструментом для создания единой структуры. Поэтому каждый блоггер увеличивает количество читателей по-своему.
Кроме того, существует вечная нехватка профессионализма блоггеров - писателей и блоггеров - рекламщиков. Им необходимо повышать свой уровень в обоих направлениях, чтобы, с одной стороны, увеличивать благодарную аудиторию, а с другой - не терять репутацию и уважение при подготовке коммерческих статей. Самое важное здесь - золотая середина и баланс. Поинтересуйтесь, как профессионально это делают за рубежом. Благодаря правильному балансу читатели с удовольствием читают и качественные коммерческие обзоры, и "обычные" посты, качество которых неизмеримо выше среднего уровня отечественной блогосферы.
В России часто возникает стандартная ситуация: блоггер пишет о своём хобби (например о котятах с розовыми бантиками, использует розовый бесплатный дизайн и допускает кучу грамматических ошибок), и внезапно - бум! - новый пост: "гламурные пластиковые окна с доставкой". А внутри поста - простой копипаст, присланный рекламодателем. Вы вернётесь на этот блог? К сожалению, нам по роду деятельности иногда приходится...
Недавно был взломан ЖЖ лидера блогорейтинга Игоря Бигдана. Событие вызвало серьезный резонанс в Рунете. А случались ли проблемы, связанные со взломами блогов, в работе "Блогуна"? Взломы аккаунтов Блогуна, как пишут в милицейских документах, "имели место быть", но за два года работы это были единичиные случаи, которые можно пересчитать по пальцам одной руки. Все эти случаи были рассмотрены и подробно разобраны службой поддержки сервиса. Часть из них произошла по вине самих блоггеров - в результате неосторожного обращения с почтой и некоторыми подозрительными сайтами. Другая часть происшествий была вызвана работой с программами сторонних разработчиков, которые, по их уверению, "упрощают работу с "Блогуном" и делают её более быстрой и эффективной".
Ещё раз предупреждаем пользователей: пожалуйста, всегда соблюдайте правила безопасности при работе в интернете, не пользуйтесь подозрительными сайтами и программами. Если вы будете следовать хотя бы базовым требованиям безопасности - взломать аккаунт в системе практически невозможно.
Как много "тысячников" размещают рекламу через "Блогун"? На данный момент в системе "Блогун" зарегистрированы свыше 1300 блогов-"тысячников". В этом можно убедиться, используя поисковый сервис на сайте - достаточно зарегистрироваться в качестве рекламодателя, пополнить баланс и указать в форме поиска значение "от 1000 читателей". Этот параметр определяется по версии "Яндекса.
Как много топовых блогеров (скажем, ТОП-20 "Яндекса") размещают рекламу через "Блогун"?Небольшая часть из ТОП-20 работает через "Блогун". В основном рекламодатели напрямую связываются с ними.
Все условия для всех блоггеров прозрачны и едины.
Насколько эффективна реклама в топовых блогах? Всё относительно - в зависимости от того, что вы хотите получить и какова цель рекламной кампании. К примеру, после поста в блоге у Тёмы Лебедева "выхлоп" очень неплохой - примерно 20-30 тысяч переходов по ссылкам.
Если рекламодатель желает получить качественную рекламную поддержку, хочет сообщить о своем продукте, быстро получить обратную связь, увидеть реакцию или просто централизованно управлять общественным мнением в блогосфере, то, безусловно, рекомендуется размещать рекламу только в крупных блогах.
Понятие "профессиональный блоггер" внезапно стало очень популярным – ведь за любимое занятие в блогосфере теперь ещё и предлагают деньги! На Ваш взгляд, это новый виток развития или тупиковая ветвь эволюции? Это настоящая эволюция. Теперь каждый человек становится потенциальным издателем и создателем уникального контента. Распространять своё творчество теперь в сотни раз проще, чем заниматься дистрибуцией книги. С приходом новых мобильных устройств для чтения, таких, как "Apple iPad", бумажные книги всё больше будут отодвигаться в область хобби, коллекционирования и антиквариата - как это произошло в своё время с проигрывателями виниловых пластинок и "катушечными" магнитофонами. Возможности для самовыражения стали практически неограниченными, а порог знаний для старта своего личного издания/блога/сайта теперь минимален.
Появление такого явления, как "профессиональный блоггер" - заслуга западных коллег. Многие из них зарабатывают на блогах колоссальные суммы и могут позволить себе полностью избежать какой-либо "оффлайновой" работы. В Рунете каста профессиональных блоггеров только зарождается, и сейчас вряд ли можно говорить об определённых людях, которые бы точно подходили под это определение. Мы считаем, что появление такого феномена в российскийх блогах - не новый виток развития, а просто логическое продолжение жизни блоггеров. Каждый блоггер хотя бы раз в жизни задумывался, зачем он пишет в блог и что он с этого может получить. Вести грамотный, серьезный блог – тяжёлая работа, отнимающая много сил и времени, а каждый труд должен быть оплачен.
Посоветуйте нашим читателям, какие блоги сейчас стоит заводить, а какие сразу обречены на провал? Существуют две основные проблемы российских блоггеров - неумение составлять тексты в целом, и отсутствие навыка готовить коммерческие публикации - в частности. Часто даже тот, кто сносно пишет посты, совершенно не умеет красиво составить коммерческую заметку, выдавая либо "копи-паст", либо откровенную "джинсу". Тем самым отечественные "акулы пера" постоянно снижают планку качества своих же блогов, раздражают читателей, разочаровывают рекламодателей и не дают развиваться этому направлению так быстро, как это можно было бы сделать при грамотном и ответственном подходе. Чем профессиональнее блог, тем больше потенциальных рекламодателей, тем серьёзнее они готовы платить за возможность "засветиться" в нём.
Блог не может быть обречён на провал, если автор пишет от души. Когда его заводят специально для заработка, взяв первую попавшуюся тему - "о том, о сём", начиная со второго поста писать про пластиковые окна, - аудитория будет состоять, по большей части, из ботов и случайно зашедших читателей.
Для продвинутых пользователей мы рекомендуем заводить так называемые "стандалон-блоги" с возможностью трансляции на другие социальные медиа. Пример - блог "Блогуна" на CMS Wordpress с плагинами для кросспостинга во все дополнительные аккаунты (Живой Журнал, Твиттер, Facebook, и тд).
Для тех, кто не хочет тратить своё время на долгую настройку или не обладает достаточными знаниями, существуют современные инновационные блогхостинги - Posterous и Tumblr. Они, имея простейший интерфейс, позволяют публиковать ваши посты сразу во все аккаунты популярных социальных сетей и даже в другие блогхостинги.
Сообщение отредактировал Koreps - 15.4.2010, 16:43