3. Особые задачи младшего школьного периодаПроизвольность, умение действовать «в уме», рефлексия – это основные психические качества ребенка младшего школьного возраста, приобретаемые в начальном периоде обучения. На основе этих качеств, психика младшего школьника созревает до уровня развития, который необходим для дальнейшего успешного обучения в школе, для бесконфликтного перехода в подростковый период.
Во время выполнения учебных задач по различным предметам, младшие школьники уже обычно умеют отыскивать наилучшие пути решения, выбирать и сопоставлять варианты учебных действий, планировать их порядок и подбирать подходящие средства реализации (очень наглядно эта внутренняя мыслительная работа выявляется на трудовых занятиях). Чем больше промежуточных "шагов" своих учебных действий способен предусмотреть ребенок и чем старательнее и качественнее он умеет сопоставлять их варианты, тем успешнее он будет контролировать получение конечного результата решения учебной задачи.
Почему родителям важно знать об этих особенностях психики детей? Потому что им следует не просто проверять правильность выполнения домашних заданий, но и узнавать у ребенка, каким образом он достиг результата.
4. Что такое рефлексия и зачем она нужна?Малыши, только что покинувшие детский сад и вступившие на порог младшей школы, во многом наследуют черты дошкольного периода развития. В частности, они очень импульсивны в своих действиях, их мышление – это скорее моменты интуитивного озарения, а не результат сосредоточенного процесса обдумывания. В этом возрасте дети еще только учатся способности мыслить логично и последовательно.
Рефлексия – это способность объективно и разумно анализировать собственные поступки и суждения, с точки зрения их адекватности замыслу и условиям деятельности.
Дети должны обязательно научиться развернуто и полно отвечать на задаваемые вопросы, обосновывать справедливость собственных высказываний и действий.
Обычно, всем этим приемам обучает преподаватель. Ребенок в процессе анализа своих суждений учится, как бы со стороны оценивать свои мысли и действия. Такое свойство лежит в основе рефлексии.
Зачастую, неподготовленность некоторых малышей к школе, связана с несформированностью именно этих общих психических качеств и способностей личности, которые определяют уровень созревания психических процессов и навыков учебной деятельности.
5. Развитие восприятия в младшем школьном периодеСовременные дети приходят в начальную школу, демонстрируя довольно высокий уровень развития основных процессов восприятия. У нынешних первоклашек наблюдается довольно высокая острота слуха и зрения, они очень хорошо ориентируются в различных формах предметов и различают многие цвета. Однако, их восприятие в школьной учебной деятельности подчас сводится лишь к простому узнаванию и называнию форм и цветов, а вот способность к систематическому анализу воспринимаемых качеств и свойств предметов у них отсутствует. Наглядно эту особенность восприятия малышей проиллюстрировал эксперимент. Учащимся первого класса поручили задание нарисовать с натуры цветной кувшин. Первоклашки бегло осматривали предмет, называли его, и тут же начинали рисовать, более не обращаясь к натуре. В результате, на их рисунках все кувшины были совершенно разных форм и размеров, некоторые нарисованные кувшины значительно отличались друг от друга и от предложенного образца, поскольку у детей пока еще не были сформированы способности анализировать форму. Похожие результаты были получены и тогда, когда ребята получили задание передать на бумаге цвет кувшина. Все малыши узнавали цвет и правильно называли его, но затем более не возвращались к изучению цвета образца.
Формирование и созревание психических процессов происходит на протяжении всего периода обучения детей в младшей школе. В третьем классе дети приобретают способность глубоко анализировать свойства предметов на основе не только ощущения, но и наблюдения.
6. Наблюдателен ли ваш первоклассник?Способность первоклассников анализировать свойства воспринимаемых предметов, связана с формированием у них наблюдения - вида деятельности, гораздо более сложного, чем ощущение или просто различение отдельных свойств окружающих вещей. Наблюдение – как особый вид деятельности, особенно интенсивно развивается в начальной школе в процессе обучения. На уроках ученик получает задания, а впоследствии, сам учится развернуто определять задачи восприятия отдельных свойств образцов.
Благодаря этому упражнению, восприятие малышей становится целенаправленным. Учитель демонстрирует детям приемы анализа восприятия вещей и явлений, учит порядку выявления их свойств. Обучает средствам записи (слово, схема, рисунок) установленных свойств предмета. Такое восприятие, синтезируясь у детей с другими видами (вниманием, мышлением) познавательной деятельности, становится целенаправленным и произвольным наблюдением.
Психологические исследования последних лет, наглядно доказывают, что при правильно организованном обучении в начальной школе, наблюдательность можно значительно развить у каждого малыша. А при достаточно сформированном наблюдении, можно судить о наблюдательности ребенка.
7. Развитие внимания Дошкольники, как правило, обращают свое внимание на то, что им интересно, что привлекает, выделяется необычностью или яркостью. Такое внимание называют непроизвольным.
Свежеиспеченные первоклассники, в подавляющем своем большинстве, не имеют способности направлять свое внимание на объекты, по большому счету их не интересующие. А в условиях учебной работы, как раз требуется умение следить за разными предметами и запоминать информацию, которая, на данный момент, ему вовсе не интересна. Под влиянием разъяснений взрослых, малыш постепенно приобретает способность произвольно (не просто по своему желанию, но с осознанием необходимости этого действия) направлять и длительно сохранять сосредоточенность своего внимания на нужных, а не только ярких и привлекательных предметах. Уже во втором-третьем классе многие детки обладают произвольным вниманием, могут концентрировать его на нужном материале. Приобретенное в этом возрасте произвольное внимание и умение переключать его на необходимые задачи урока – одна из самых важных способностей этого возрастного периода младшего детства.
Опыт показывает, что в формировании произвольного внимания главную роль играет четкая внешняя организация познавательных действий ребенка.
8. Контроль и оценкаОценка в младшем школьном возрасте – это идол, которому малыши поклоняются. Особенности индивидуального психического развития, делают ребят-первоклашек зависимыми от мнения старших и, в особенности, учителя. Оценку учителя, дети этого возраста связывают не с тем, как они справляются с учебными заданиями, а с тем, что их любят, или не любят.
Поэтому крайне важно, чтобы и учитель и родители, разъясняли, почему нужны оценки и каковы принципы их выставления. Чтобы ребята не теряли веру в себя еще на начальной стадии обучения.
Способность к адекватной оценке своих учебных действий, у детей этого возраста, тесно связана с уровнем развития самоконтроля. Малыши-первоклассники и второклассники торопятся подтвердить свой результат (сошлось - не сошлось) у учителя, или родителей, а то и торопятся заглянуть в ответы, приведенные в конце учебника. Если их результат решения оказывается ошибочным, детки расстраиваются и ждут дальнейших указаний учителя.
В то время, как многие третьеклассники уже способны самостоятельно, в уме или фактически, еще раз повторить нужные действия, проверить промежуточные результаты своего решения, и найти ошибку: "Тут я забыл выполнить вычитание – поэтому общий результат получился не правильный".
9. Тренировка устойчивости произвольного вниманияУ малышей-первоклассников произвольное внимание крайне неустойчиво. Поэтому опытный учитель в своей работе всегда стремится разнообразить виды учебной деятельности, сменяя их на уроке, чтобы дети не утомлялись и не теряли интереса к уроку. У первоклассников и второклассников внимание более устойчиво когда они выполняют внешние действия. И гораздо легче внимание рассеивается при выполнении умственных действий. Поэтому при организации учебной деятельности малышей, следует, учитывая эту их особенность, чередовать умственные занятия с зарисовками, составлением графических схем, макетов, моделей. Также следует знать, что при выполнении простых и однообразных задач, малыши отвлекаются чаще, чем во время решения сложных заданий, требующих для своего решения использования разных приемов и способов работы.
Для развития внимания следует так ставить учебные задачи, чтобы школьник, выполняя свое действие, должен был следить за реакцией одноклассников. К примеру, в процессе чтения текста вслух, ребенок должен также следить за реакцией класса, чтобы, заметив, поднятые руки, понять свою ошибку и самостоятельно ее исправить.
10. Тренировка памяти и обучение приемам запоминанияДля развития памяти, применяют приемы осмысленного запоминания. Для этого материал расчленяют на смысловые единицы, производят смысловую группировку. Прием расчленения материала основан на составлении плана текста. Этому приему детей следует учить еще в самом начале учебной работы, когда дети в устной форме стараются передать содержание картинки или услышанного рассказа. Важно учить детей расчленять текст по смыслу и показывать, что в одном случае смысловые единицы могут быть крупными, в другом - мелкими. На такую работу по составлению свернутого и развернутого плана пересказа, выделяется значительное время во втором полугодии первого класса, когда малыши уже научились читать и писать.
Во втором и третьем классах такая работа будет продолжена на материале больших по объему грамматических и арифметических текстов (например, третьеклассники уже хорошо умеют составлять развернутый план решения арифметической задачи). Результаты группировки материала фиксируют в виде письменного плана. Опираясь на письменный план, младшие школьники учатся правильно пересказывать содержание самых разных текстов.
11. Характеристика младшего школьного возраста.Младший школьный возраст – время испытаний для малышей и их родителей. У первоклассников происходят значительные изменения во всех сферах – физической, интеллектуальной, эмоциональной. Резко возрастают все виды нагрузок на организм малышей. Большинство шестилеток, тем не менее, физически, психологически и эмоционально готово к школе. Уже достаточно развита память, словарный запас. Первоклассники способны к восприятию и пониманию услышанного, элементарным умственным операциям, приобретают способность контролировать проявление эмоций и поступки.
В первом классе малыши приучаются к самостоятельности, систематическому труду, прилежанию, послушанию и аккуратности. В младшей школе ребенок приобретает способность наблюдать и запоминать, внимательно слушать, анализировать, рассуждать логически и делать общие выводы.
В этом возрасте формируются новые социальные связи. Дружба между детьми пока еще имеет формальное значение и складывается на основе внешних случайных связей. Однако этот период чрезвычайно важен для формирования моральных качеств личности.
12. Нравственные аспекты воспитания младших школьников.Посещение школы изменяет ребенка внутренне и внешне. Детский коллектив развивает у малышей чувства товарищества, ответственности за слабых, однако стремление завоевать одобрение со стороны взрослых, может спровоцировать проявление таких качеств, как стремление возвыситься за счет других. Огромную роль в этом возрасте играет родительское воспитание и общение с учителем. Взрослые – главный ориентир нравственных поступков малышей.
Если старшие проявляют достаточно внимания к проблемам взаимоотношений между детьми, то удается избежать проявлений чрезмерной заносчивости у сильных учеников и преувеличенной застенчивости у слабых. Главное требование ко взрослым – не оставаться равнодушными к тонким проявлениям эгоизма и жестокости со стороны детей. В этом возрасте достаточно слегка пожурить ребенка, для того, чтобы он захотел изменить стиль своего поведения. Для этих неуклюжих первоклашек, самое главное - чтобы их любили. Поэтому, ребенок, получающий достаточно любви и заботы со стороны взрослых и умело направляемый в своих нравственных установках, будет благороден в отношениях со своими сверстниками.
13. Формирование самоконтроля у детейВ первые годы учебы, с детьми происходят колоссальные изменения. Если первоклашки способны действовать только на основе прямых указаний учителя, то в третьем классе, большинство учеников, уже могут самостоятельно выполнять и адекватно оценивать свои учебные действия.
Прежде всего, ученики постепенно усваивают смысл школьных отметок, выставляемых учителем и само содержание действия оценки. Уже во втором классе дети умеют решать частные задачи по общим правилам. Интуитивно, но достаточно четко, школьники понимают степень своей возможности выполнять учебные задания. Ребенок-третьеклассник уже с уверенностью может утверждать: «Вот этот пример я могу решить – нам объясняли, как это делать»; или: «Эту задачу я не смогу решить - мы такого не проходили». Такие дети, как правило, умеют самостоятельно определить, почему учитель выставил им определенную оценку. У третьеклассников, таким образом, мы уже наблюдаем сложившуюся способность к контролю учебных действий. Они понимают, что оценка выставляется не из личных побуждений, а отражает правильность выполнения задания. В этом возрасте дети не протестуют против справедливой оценки, но способны аргументировано доказать, что они справились с заданием «на отлично».
14. Самостоятельность – главное качество младшего школьникаПервоклассник считает себя ужасно взрослым. Он теперь Школьник! Этот статус для него чрезвычайно важен, поэтому он защищает его стремлением совершать самостоятельные поступки. Это стремление следует поддержать родителям. Конечно, легче и быстрее все делать за ребенка, он ведь такой еще неуклюжий и все делает гораздо медленнее взрослого, но таким образом наносится ущерб его самооценке и формируется так называемая выученная беспомощность.
Взрослым следует знать, что именно сейчас, формируются важные психические функции – волевая регуляция поведения и произвольное внимание, на которых строится вся учебная деятельность. В выполнении самостоятельных действий у детей формируется способность формулировать цели. А в процессе достижении целей, созревает способность размышлять и планировать свои действия.
Наиболее часто встречающейся ошибкой воспитания является в этом периоде стремление родителей загрузить свое чадо различными занятиями помимо школьных, но при этом детям не создаются условия для полноценного отдыха и качественного выполнения домашних заданий, а также детей полностью освобождают от повседневных обязанностей. В дальнейшем это приведет к печальным последствиям. Поскольку именно в этом возрасте должна быть сформирована способность преодолевать трудности на пути к успеху.
15. Бить или не бить – вот в чем вопрос!Современная западная психология и педагогика уже давно однозначно ответила на этот вопрос: за применение телесных наказаний родителям полагается отвечать согласно криминальному закону. За применение к детям насилия морального на родителей налагается штраф и они привлекаются к специальным занятиям с психологом.
Многолетний педагогический опыт доказывает абсолютную справедливость утверждения Д.Хармса, который написал, что «от битья умным сделаться нельзя». Детки, подвергающиеся телесным наказаниям вырастают пугливыми, чрезмерно застенчивыми и скованными. Опыт телесного наказания приучает малыша к лживости и поселяет в душе стремление отыграться за свою обиду на более слабых. Не болезненные но унизительные наказания наподобие легчайшего шлепка по затылку, наносят сильнейшую душевную травму ребенку, последствия которой могут сказаться через годы.
Психологи доказали, что глубокий смысл телесного наказания кроется не в желании исправить поведение ребенка, а в обыкновенной потребности сорвать свою злость и раздражение.
Что бы ни произошло, посчитайте про себя до десяти, выдохните, выйдите в другую комнату, успокойтесь и обдумайте произошедшее. Постарайтесь понять истинный мотив ребенка и объяснить, что вам не понравилось в его поведении. Оценивайте не ребенка, оценивайте поступок.
16. Дети – цветы. А что растет в твоем саду?В общих чертах, детей можно разделить на четыре основные категории, которые соответствуют разным типам нервной деятельности.
Так, дети сангвинического темперамента обладают сильным, спокойным характером. Их тип нервной деятельности позволяет сохранять контроль над мышлением и эмоциями.
Такие дети, быстро адаптируются в школе. Они жизнерадостны и оптимистичны.
Флегматический темперамент сочетает способность медленного возбуждения нервной системы и такого же медленного торможения. Флегматичный темперамент награждает детей способностью спокойно реагировать на окружающую обстановку. Разум контролирует их поведение, но иногда они слишком медлительны.
Холерический темперамент – испытание и для окружающих и для самого ребенка. Кто это носится по коридору, вызывая гнев дежурных? Кто не способен сидеть спокойно, а выпрыгивает со своего места, если знает правильный ответ? Неконтролируемые вспышки эмоций доставляют немало неприятностей таким малышам.
Самым слабым типом нервной системы природа наградила меланхоликов. Они легко перевозбуждаются и истощаются, способны расплакаться в самый неподходящий момент и имеют склонность к мрачным мыслям. Таким детям требуется постоянная эмоциональная подпитка, а при несоблюдении режима дня и неправильном воспитании, у них вполне могут развиться невротические состояния.
В подходах к воспитанию детей, требуется учитывать индивидуальные черты характера и особенности темперамента.
17. Медико-биологические вопросы адаптации детей к школеПсихофизические нагрузки на ребенка с поступлением в школу резко возрастают.
Насколько безболезненным окажется для него период адаптации, в большой степени зависит от типа его темперамента, который характеризуется особенностями протекания нервных процессов возбуждения и торможения.
Также важную роль играет физическое состояние: уровень физического развития и здоровья малышей.
Очень важно, чтобы родители уделили должное внимание вопросам оздоровления детей до поступления в первый класс. С началом учебных нагрузок, у ребенка резко возрастет потребность в постоянном снабжении мозга кровью, обогащенной кислородом. Такие болезни, как хронический гайморит, синусит, тонзиллит, бронхит, ринит – существенно снижают уровень общей работоспособности ребенка, ведут к повышенной утомляемости при самых обычных нагрузках.
Причиной плохой успеваемости в школе могут служить и другие болезни, поэтому ребенку необходимо, не только пройти тщательный медосмотр до поступления в школу, но и по возможности скорректировать имеющиеся недостатки в физическом развитии.
18. Для чего придуманы уроки трудаПоделки, которые малыши самостоятельно сотворяют на уроках труда в младшей школе, как правило, не имеют большой художественной и практической ценности. Многие взрослые не знают, как правильно реагировать, когда первоклассник с радостью приносит домой какую-то бумажную корявку, и заявляет, что это коробочка очень нужная в домашнем хозяйстве…
Младшие школьники, по большей части, очень любят занятия по труду, потому что в процессе черчения, вырезания, склеивания, у них получаются совершенно новые творческие поделки, которых раньше они не видывали. Причастность к процессу создания совершенно нового предмета завораживает и вдохновляет детей. А если поделка получилась похожей на представленный образец, да еще и заслужила высокую оценку преподавателя – ребенок чувствует себя триумфатором.
Дорогие родители! Совершенно не важно, что бумажный фонарик никому не светит, а в бумажную коробочку не положишь храниться важную вещь. Игрушки, которые младшие школьники делают своими руками, помогают малышам взрослеть. В процессе их выполнения, у ребят формируется трудолюбие, умение планировать деятельность, достигать результата. При этом развивается координация, формируется навык зрительного и мышечного контроля за движениями.
19. Ошибки воспитанияШести- семилетние дети очень любознательны и склонны к подражанию. Все, что производит на них впечатление, оставляет нравственный след в душе. Поэтому поведение взрослых, в этот период, имеет определяющее влияние на формирование личности.
Теплая атмосфера взаимного уважения и любви в семье благотворно сказывается на развитии младшего школьника. Оптимизм, жизнелюбие, способность понимать эмоциональное состояние других людей, чуткость, стремление идти на компромисс – это качества, которые проявляют дети, которых уважают в семье.
И, наоборот, привычка срывать на ребенке и друг на друге злость, калечит психику, вызывает желание отомстить за свои обиды кому-то, кто слабее и беззащитнее.
Некоторые родители считают, что проявляя суровость по отношению к ребенку, они учат его законам взрослой жизни. Однако несправедливость по отношению к детям, особенно жестоко травмирует их, именно в период младшего школьного возраста.
Особенностью данного возрастного периода является идеализация взрослых. Дети испытывают потребность в любви и одобрении с их стороны. Никогда не ругайте детей за отметки, объясняйте, в чем была ошибка, скажите, что в следующий раз получится лучше и покажите, что вы их любите.
20. Влияние взрослых на моральное созревание личности младшего школьника Детям младшего школьного возраста присущи такие качества, как доверчивость и эмоциональная непосредственность. Также в этот период для них важны отношения со взрослыми людьми. Особенно важным для детей в первом классе является авторитет родителей и учителя. Дети верят в абсолютную правоту взрослых, их честность и бескомпромиссность и ждут от них справедливости. Особенно важно сохранить доверие детей в этот период, потому что, в ближайшем будущем, на первый план для них выйдут отношения со сверстниками. И моральный климат детского коллектива станут определять лидеры из среды сверстников, поэтому от того, какая нравственная база будет заложена в начальном периоде школьного обучения, зависит, насколько хватит моральной прочности взрослеющему ребенку в ситуациях выбора. Каким лидером он будет в своем коллективе, сможет ли он сопротивляться негативному влиянию сверстников – зависит во многом от того, какой опыт общения со взрослым он получит сейчас.
Воспитание гармоничной личности в период младшей школы возможно при правильном подходе к удовлетворению насущных потребностей ребенка: интеллектуальных, эмоциональных, физических. А также, если родители и учителя, в повседневной жизни, показывают малышам достойный пример для подражания.