Предисловие Недавно помогал другу проводить аудит его проекта и перенос его в офлайн. Основная задача была поиск спонсоров и инвесторов. Провёл кучу анализов, исследование рынка, экономическую составляющую, конкурентоспособность и т.д. Изучая рынок, разные сайты, стартапы и т.д., Заметил, что большинство авторов (руководителей), никак не продумывают вопрос рекламы/бюджета и инвестиций (в плане будущего). Для меня это было довольно странно, так как меня с 1 курса учили проектировать проект от и до, вопрос бюджета и развития всегда стоял 3 пунктом после идеи, её первоначальной реализации. Я конечно понимаю, большинство авторов сайтов (проектов), это люди не закончившие школу или студенты, но это всё равно странно, да и глупо.
P.S.: Я не рассматриваю сайты и проекты под САПУ и другие ГС. Только тематический, качественные проекты с идеей и более менее сносной реализацией. В общем СДЛ, разного рода стартапы.
Для меня сайт считается стразу мусором, если я вижу на нём надписи “Дай монетку”, “Поддержите проект $” и всё в этом духе. Руководство сразу выставляет себя с точки зрения нищенского подхода выспрашивания монетки. Так же больно смотреть на проекты, где куча нецелевой рекламы. Это так же отталкивает и говорит о том, что руководство не сумело найти правильный подход монетизирования проекта. Для меня было высшей похвалой, когда пользователь мне написал “Уже год сижу на вашем сайте и только сейчас заметил, что у Вас есть реклама”. Реклама на сайте должна быть 100% тематическая, тогда она не будет раздражать пользователей и будет более эффективной, как для Вас, так и для рекламодателя.
Ещё немного: Вот у вас появилась идея, вы полазили по сети и не нашли аналогов или они есть, но сделаны хуже, чем вы того бы хотели. Далее Вы продумали первоначальную реализации, поскребли бюджет и сумели набрать $$$ на домен, хостинг. Далее 3 пути развития: 1. Ищем инвестора проекта, далее нанимаем сотрудников для реализации; 2. Реализуем своими силами (в тому случаи, если есть опыт и знания в нужном Вам направлении); 3. Ищем партнёра (человека на котором будет скажем техническая часть). Скажем, Вы выбрали 1 и 3 пункт, Инвесторы и партнёр само собой не полноправные руководители проекта, один просто дал денег, второй просто реализовал. Условия 1 вернуть деньги + установленный процент, условие 2 оплатить работу + возможный процент. Лучше всего заранее прописать это в договоре. НИКАКИХ УСНЫХ ОБЕЩАНИЙ, ВСЁ ЛУЧШЕ ПРОПИСЫВАТЬ ДОКУМЕНТАЛЬНО. Для Вашего же блага. Вот есть у нас проект, он реализован, оптимизирован, работает на ура, пользователи прут дуром и всё гуд. Но сам по себе проект $$$ не приносит (если конечно это не сервис), вот сидят у вас пользователи много >10.000 в сутки (условно). Теперь встаёт вопрос, как расплачиваться с 1 или 3, надо же деньги брать, вешать попупы, нетематическую рекламу и другую методику монетизации не вариант, пусть даже AdSense или Директ стоит, но более чем окупаемости части проекта он не приносит, маловато… да и совсем не то чего мы ждали.
Главное: Поиск самого важного рекламодателя или спонсора проекта. Поиском рекламодателя могут заняться специальные агенты, фирмы, как и поиском спонсора, сейчас в сети есть подобные специалисты, которые подготовят грамотное предложение и найдут Вам реклам=деньги, но им придётся отдать % и иногда это 20-40% от суммы сделки. Сумма% весьма условная, зависит от специалиста, он может и меньше, и больше взять.
Скажем мы “жмоты” и терять 20-40% ни хотим. Что же мы делаем: 1. Определяем сегмент рынка в котором мы плаваем. 2. Выявляем, компании, предприятия которые могут быть заинтересованы в этом сегменте. Найти таких нужно, чем больше, тем лучше. 3. Изучаем специфику компаний и их рекламных акций и предложений. 4. Оцениваем (приблизительно) годовой бюджет на рекламу, многие компании включают это в отчёт, других можно оценить по рекламным сервисам и партнёрам которых они используют и видам рекламы. 5. Выявляем специалистов по рекламе этих компаний, с кем мы собственно и будем общаться (почтовую переписку вычеркнете нафиг, как правила на почту отвечают далеко не руководители отделов, а их секретари), общение должно быть либо личным, либо по телефону. 6. Составляем предложение. В него нужно включить суть проекта, статистику (пользователей, регионов), уникальность проекта, имиджевую составляющую. Желательно, если Вы будете подгонять все пункты именно под каждую компанию отдельно, что-то упускать для одних и добавлять для других. 7. Правильно подать проект. После того, как Ваше предложение рассмотрят, если Вы вышли на нужного человека и составили всё верно для него, то рассмотрят быстро. Кстати: что касается “составить верно для него”, это как раз относится к аналитике, когда Вы будите изучать компании возможных спонсоров/рекламодателей оцените виды и типы рекламы и проекты с которыми они работают и подчеркните это в своём предложении, тогда рассмотрят быстро и скорее всего положительно, почему? Да потому что они увидят что-то знакомое с точки зрения рекламы, но новое с точки зрения проекта (идеи). Уровень доверия будет выше. Так же не поленитесь подготовить презентацию или ролик проекта, чем больше Вы покажите, тем выше вероятность успеха. 8. Заранее подготовьтесь к возможной встрече. Никогда не приходите на встречу в одиночку, лучше всего 2-3 специалиста проекта, это показывает команду и реальность вашей идеи. Будьте готовы отвечать на неприятные вопросы, типа: “Чем Вы лучше тех?”, “Почему именно Вы?”, “Что нам это даст?” и т.д. Не бойтесь отвечать прямо и открыто, но изречения должны быть короткими, а иначе они от Вас устанут.
Вот в общем-то и всё. Конечно, это не всё и даже далеко не всё… для этого я 5 лет в ВУЗе учился и тут ещё много тонкостей, нюансов, пунктов и подпунктов. Но суть в том, что грамотный подход и заранее продуманная тактика даст гораздо больше результатов, чем куча бессмысленной фигни, которая в итоге будет отрицательно показывать вашу идею.
Для полной мотивации: В прошлом году, я по этой схеме искал спонсора/рекламодателя своему проекты, чтоб проект жил и поддерживался я использовал Директ, но деньги это приносило небольшие. В итоге я нашёл 2х спонсоров проекта и 1 рекламодателя с годовым контрактом. Спонсоры вложили около 250т.р. в проект (каждый), на основе имиджевого составляющего (то есть, год я должен во всех акциях, мероприятиях + самом проекте указывать, кто даёт $$$ на это дело), рекламодатель, выделяет ежемесячную сумму на рекламу себя у нас около 60т.р. Итого: ~500т.р. спонсоры 720т.р. реклама = 1.220.000р. Вычесть налогов и З/П 2м трудящимся со мною на проекта, я получил чистыми около 400+ руб, разделим их на 12месяцев, то в месяц я получал бы 33+т.р. (для моего города, это весьма сносная З/П). С учётом того, что проект только ещё набирает обороты и число спонсоров и рекламодателей будет увеличиваться, то можно себе представить довольно неплохую картину.
Сюда не включены посредственные расходы, на материалы, хостинг (сервер), это окупает Директ с лихвой. Проект светить не буду и тематику примерную тоже. Кстати, самое важное времени у меня на этот проект уходило не так уж и много, параллельно я писал диплом и занимался ещё одним проектом. То есть всё ещё гораздо интереснее может быть.
|
|