Перевод.
Источник:
A Startling Case Study of Manual Penalties and Negative SEO (The Moz Blog).
Автор: Yonatan Dotan, руководитель SEO отдела компании "yellowHEAD" (Тель-Авив, Израиль).
Примечание: изначально перевод готовил для собственного блога (seo-aspirant.ru); статья вызвала большой интерес западного сообщества, набрала кучу комментариев и лайков; но раз на MasterWebs запустили тематический конкурс "Антифильтр", с удовольствием опубликую её тут. В этом году на конференции SMX в Израиле я слушал доклад Джона Мюллера – Тенденции аналитики Google Webmaster – о том, как восстановиться после ручных санкций. Разговор начался с того, что выступающий попросил поднять руки тех, чьи сайты или сайты чьих клиентов попадали под ручные санкции Google. В зале было несколько сотен людей, и большая часть подняли руки, в том числе и я.
Фабула Я руковожу SEO отделом в маркетинговом агентстве "yellowHEAD". Одним из наших наиболее важных клиентов является компания "Ginger Software". Ginger предоставляют своим пользователям набор инструментов для онлайн проверки правописания и грамматики, которые можно использовать в электронной почте, браузерах, продуктах Microsoft Office и так далее. Когда мы начинали работать с Ginger, их проект был в отличном состоянии с точки зрения SEO. Не буду вдаваться в детали их трафика, просто скажу, что показатель Alexa их сайта приближается к отметке 7 000.
Ginger получали трафик по тысячам ключевых слов. У них были ссылки с новостных порталов, сайтов с обзорами, форумов, социальных закладок – и это только часть их огромного по-настоящему отличного ссылочного профиля. По Ginger можно написать отдельный кейс, рассматривающий преимущества контент-маркетинга. Они месяцами работали над каждым из своих онлайн инструментов. И это позволило им привлечь трафик и ссылки со всего мира.
Интрига Учитывая вышеизложенное, представьте себе наше удивление, когда в один прекрасный день в своём почтовом ящике я обнаружил уведомление от Google о наложении ручных санкций на сайт gingersoftware.com за неестественные обратные ссылки. Скрепя зубами нам пришлось объяснять клиенту, почему их сайта нет в поиске даже по брендовым запросам. Органический трафик упал на 94% - и это на сайте, который 66% трафика получает с органики Google.
Не думаю, что на картинке нужно отмечать то место, где произошёл спад. И так всё видно. Раскроем все карты Прежде чем писать дальше, нужно кое-что прояснить. За долгие годы работы в SEO я бесстыдно покупал ссылки, размещал ссылки в комментариях на блогах и форумах, пользовался программами, которые автоматически размещали тысячи спамных ссылок на различных сайтах в сети. Я покупал "дропы", создавал сетки блогов, и продвигал сайты всевозможными приёмами "чёрного" SEO.
С рукой на сердце и чистой совестью могу заявить – мы ничего подобного для Ginger не использовали. В нашем агентстве у большинства сотрудников есть опыт работы с различными схемами продвижения сайтов. Но при работе с крупными брендами мы так рисковать не готовы. Ginger является классическим примером того, как добиться хороших позиций в поисковых системах за счёт грамотной работы с контентом; с контентом, создаваемым исключительно для пользователей. При анализе ссылочного профиля Ginger мы были поражены тем, какие ссылки даёт подобная стратегия. Возьмём, для примера, вот эту ссылку с Техасского форума рыболовов: texasfishingforum.com/forums/ubbthreads.php/topics/9348518/1/More_Zebra_Muscles
Я был уверен, что это что-то вроде спама. А оказалось, что это страница рыболовного форума о Речной дрейссене. Один из пользователей ошибся в названии и опытный форумчанин поправил его, сославшись на Ginger: gingersoftware.com/english-online/spelling-book/confusing-words/muscle-mussel
Продолжаем Копнув глубже ссылочный профиль Ginger, мы быстро нашли проблему. Недавно на сайт было проставлено множество спамных ссылок. Немного поясню ситуацию. На GingerSoftware.com появились обратные ссылки с десятков различных веб-сайтов, со статей про порнографию, фармацевтику, азартные игры и так далее. Ссылки из этих статей стояли на совершенно различные страницы Ginger. При этом использовались одинаковые анкоры вроде: "произошла", "впоследствии" и ещё несколько в таком же духе. Единственное, что у этих слов было общего – Ginger был в топ-3 по ним в Google.
Большую часть текста я размыл, так как он тут неуместен. Теперь, разумеется, даже если бы мы попытались улучшить ранжирование этих, скажем так, "нецелевых" запросов, мы бы не смогли этого сделать, так как на эти страницы стояли ссылки со статей о порнографии.
А теперь самое интересное Дальнейшее расследование показало, что с точно таких же статей стоят ссылки с точно такими же анкорами на другие нормальные веб-сайты. Например:
Ссылка на Wiktionary.org.
Ссылка на TheFreeDictionary.com.
Ссылка на Thesaurus.com. Так что же это за $#@!%!#$^ ссылки?! Как я уже писал выше - в веб-спаме я не новичок, поэтому я догадывался, что это такое. Конечно же, эти статьи не были созданы нами или кем-то из Ginger. К ним вообще никакого отношения не имели те сайты, на которые они ссылались, в том числе и Ginger Software. Эти статьи были созданы спамерами для автоматической простановки ссылок при помощи какой-то программы (я думаю, что это GSA Search Engine Ranker) для того чтобы продвинуть свои собственные сайты. Каждая из этих статей ссылалась на сайт вроде: the-best-diet-pills-green-coffee-beans-are-awesome.info (или что-то подобное), помимо ссылок на нормальные сайты.
Подобные программы находят в интернете сайты, на которых они могут автоматически размещать статьи с ссылками. А чтобы обмануть Google и получить его доверие, они ставят в этих статьях ещё и ссылки на крупные веб-сайты, являющиеся "хорошими соседями". Обычно это такие сайты как: Wikipedia, BBC, CNN.
Ginger специально никто не атаковал. Они просто попали под перекрёстный огонь спамеров, которые пытались продвинуть свои собственные сайты.
У нас были сомнения Как только мы начали находить подобные ссылки, было принято решение найти их все. Помог нам в этом сервис Ahrefs. Это превосходный инструмент для анализа ссылок. Мы отсортировали обратные ссылки Ginger по анкорам и начали искать вышеупомянутые слова. Затем мы сняли все подобные ссылки, до которых смогли дотянуться. Остальные отклонили через специальный сервис от Google. Потом написали письмо с просьбой снять санкции.
Тем не менее, у нас были некоторые сомнения. Мы знали, как важно для бизнеса Ginger избавиться от этих санкций как можно быстрее и не хотели ошибиться. Больше мы никаких плохих ссылок не нашли, но всё равно продолжали думать: "быть такого не может, что Google наказал сайт из-за этих ссылок". Должно же быть ещё что-то!
Представители Ginger повели себя просто невероятно. Вместо того чтобы кричать и злиться, они сказали: "Хорошо. Давайте исправим ситуацию. Как мы можем помочь?" С их помощью мы мобилизовали десятки людей внутри компании, научили их искать плохие ссылки, вручную просмотрели более 40 000 ссылок, связались со всеми владельцами сайтов, на которых располагались эти ссылки, отклонили те из них, до которых не смогли добраться, и попросили снять санкции 17 декабря, через 5 дней после их наложения. Срочность была связана и с тем, что Ginger Software лишились органического трафика, и с тем, что на носу были рождественские и новогодние праздники. Мы знали, что все уже готовятся к выходным и рассмотрение запроса может сильно затянуться. Здесь вы можете найти подробное описание схемы, которую мы использовали для очистки ссылочного профиля Ginger: worldofsearch.io/seo/how-to-remove-a-manual-penalty/
Несмотря на оперативность, с которой мы всё это делали, ответа от Google пришлось ждать почти месяц. 15 января в Google Webmaster Tools мы получили ответ, что санкции сняты. И мы, и представители Ginger были в восторге. Следующие несколько дней мы следили через Google Analytics за сайтом. Позиции и трафик быстро начали расти. На момент написания этой статьи вернулось 82% трафика, который был до санкций.
Ранжирование: до и после.
Неофициальный ответ от Google Снятие ручных санкций было столь же неожиданным событием, как и их получение. Тот факт, что для снятия санкций понадобилось лишь удалить и отклонить плохие ссылки, показывает, что дело было именно в этих ссылках.
Когда разговор о ручных санкциях на SMX подошёл к концу, я быстро пробрался к переднему краю аудитории и решил первым поговорить с Джоном Мюллером. Я рассказал ему эту историю (в общих чертах) и спросил, что они в Google собираются делать с этим.
Джон ответил примерно следующее:
Ты имеешь в виду, что ссылки ставятся не только на сайты спамеров, но и на Википедию?.. Мы с этим сталкивались и раньше. Иногда мы сразу можем определить проблему, но иногда это не так просто… но если вы получаете ручные санкции и вы знаете за что, всегда можно просто отклонить ссылки.
Надо признаться, что я был крайне удивлён таким ответом. Это и не признание вины, и не её отрицание. Фактически он сказал - да, если это произойдёт, и вы получите ручные санкции, вы узнаете об этом.
Так что всё это значит? Остаётся только догадываться, осознают ли в Google то влияние, которое оказывают ручные санкции на бизнес, и, принимают ли они на себя ответственность за то, к чему это может привести. Ginger, как компания, практически полностью зависит от поискового трафика. И они далеко не исключение. В заключение отметим несколько важных моментов.
1. Проверяйте обратные ссылки. Не важно, большой у вас сайт или маленький. Такие вещи могут произойти с любым. На сегодняшний день мы еженедельно проверяем новые обратные ссылки Ginger Software, используя Webmaster Tools, AHREFS и Majestic SEO. Если мы находим новые спамные ссылки (а мы их находим до сих пор), то стараемся их удалять или отклонять. Отнимает время? Да. Критично? Да.
2. "Чёрное" SEO живёт и работает. Долгое время я думал, что ссылки не могут навредить сайту. Если ссылка плохая, она просто не должна учитываться. Нынешняя система опасна и подвержена влиянию. При работе с Ginger для нас было очевидно, что это не наши ссылки. Ссылки были в нелепых местах, в статьях ужасного качества, вели на нецелевые страницы сайта Ginger. Если бы это была целенаправленная атака "чёрных" оптимизаторов, представьте себе, как легко было бы замаскировать эти ссылки под естественные.
3. Google сам себя дискредитирует Санкции со стороны Google в этом случае были чрезвычайно резкими. Сайт не получил каких-то частичных санкций, а сразу был отправлен под фильтр. Согласно планировщику ключевых слов, для Ginger есть 4 наиболее важных брендовых запроса, которые дают 23 300 посетителей в месяц. И в данном случае 23 300 человек не смогли найти то, что они на самом деле искали.
"С большой силой приходит большая ответственность". Надеемся, что Google, будет прислушиваться к этим словам. Тем не менее, мы рады, что сайт Ginger вернулся в топ и продолжает работать.
При поддержке:
Siteclinic - команда, которая выводит сайты из под фильтров поисковых систем.
Обсудить на форуме.